Проституцию справедливо нарекли "древнейшей профессией мира", поскольку мы встречаемся с нею в самых стародавних культурах и на всех континентах. Ее примеры мы находим во многих святых книгах разных религий. В библейской "книге Бытия" (глава 38) читаем: "И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лицо свое... Он поворотил к ней и сказал: Войду я к тебе... Она сказала: Что ты дашь мне, если войдешь ко мне? Он сказал: Я пришлю тебе козленка из стада моего. Она сказала: Дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? Он сказал, Какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней..." Как следует из этого текста, проститутки были легко распознаваемы и ценили свое ремесло. Hыне дело с первым обстоит сложнее, а второе совершенно не изменилось.
Прослеживая историю различных культур, мы сталкиваемся с общераспространенностью явления проституции. Ее отношения с нравственностью и законодательством выглядели по-разному: сакральная проституция (финикийцы, народы Древнего Ближнего Востока), гостеприимная (в Эфиопии), пользующаяся покровительством государства (Рим, Греция). В Европе она известна издревле, сопутствуя также развитию христианства, причем новая религия терпела ее как "неизбежное зло". Она была подвержена капризам властителей, приливам и отливам строгости и либерализма.
Антонио Перриа пишет, что в 15 веке в Италии Галеаццо Сфорца, охваченный морализаторской манией, начал борьбу со всеобъемлющей тогда проституцией. Он приказал представительницам "древнейшей профессии" носить белые бумазейные мантильи, запретил заниматься развратом в зданиях бывших монастырей и домах, соседствующих с церквями; согласно его распоряжению окна публичных домов не должны были выходить на улицу. Подобные же указы появились и в других итальянских мини-государствах. Однако уже 100 лет спустя Венецианская республика приняла законы, поощряющие проституцию, чтобы с ее помощью побороть ширящуюся содомию; "Женщины, занимающиеся развратом, могут оголять на улице груди для привлечения праздношатающихся прохожих". В Венеции же был издан каталог куртизанок с указанием их тарифов. Виды оказываемых услуг также разнились в зависимости от традиций и степени строгости сексуальной морали.
В культурах Дальнего Востока, ценящих богатые и утонченные стимулы половой жизни, проститутки были искусницами в своем ремесле и могли удовлетворить самого прихотливого клиента. В культурах с примитивными формами ars amandi ограничивались простой разрядкой полового напряжения, при этом все совершалось быстро и без затей. Более требовательной клиентуре публичные дома предоставляли изысканные напитки и яства, музыку, танцы, роскошные будуары и проституток разного возраста, масти, телосложения, практикующих всевозможные девиации и т.п. Столь же богатый диапазон услуг предлагается в наши дни в странах Запада: проституция гомосексуальная, транссексуальная, гетеросексуальная, педофильная. Есть публичные дома, объявления в прессе, телефонные вызовы. Услуги подобного рода могут быть оказаны в автомобиле и даже в самолете, причем делятся они на постоянные, сезонные, разовые - одним словом, все, чего пожелаете. Остается только удивляться фантазии клиентов и выдумке тех, кто ее воплощает в жизнь.
Литература, посвященная проституции, достаточно богата. Имеются многочисленные публикации, авторы которых изучали индивидуальность проституток, их половую жизнь и дальнейшую судьбу.
Исследователи, анализировавшие причины выбора такого образа жизни, указывают, что одна из них кроется в семье, где росла будущая профессиональная развратница. Конфликтные, несчастливые браки были уделом родителей многих проституток. Их матерям, как правило, присущи либо мазохистские наклонности, либо чрезмерная заботливость, а отцам - грубость и вспыльчивость. Многие из этих женщин питают ненависть к своим отцам. Установлено, что порой определяющую роль в судьбе играют окружение (например, восхваляющее легкий и приятный секс) и воспитание в среде людей, относящихся к отбросам общества. Встречаются также мотивы травматического характера: потребность мстить мужчинам может быть реакцией на предательство любимого человека. Большое значение имеют чисто материальные соображения. Многие из наших женщин, странствуя по свету с разными экскурсиями, таким способом зарабатывают себе на наряды и поддержание привычного уровня жизни.
Причиной, толкающей к занятиям проституцией, бывает также отсутствие средств к существованию, угроза жизни или принуждение. Многие исследователи подчеркивают важность психического и сексуального предрасположения для генезиса проституции: ранняя сексуальная инициация (в возрасте до 14 лет), промискуитет, чрезмерный половой темперамент, мазохистские тенденции, подсознательное желание мстить мужчинам. У проституток часто встречаются явные или скрытые гомосексуальные черты. Отмечается и своеобразный аналог мужскому комплексу доктора Джекила и мистера Хайда, т.е.сосуществование в одной женщине как бы двух натур - добродетельной и развратной. Подтверждением этого может служить хотя бы анализ снов и сексуальных фантазий некоторых женщин, являющихся хорошими женами и образцовыми матерями: нередко они видят во сне или мечтают о том, как отдаются мужчинам за деньги. Часть из них в конце концов решается на реализацию своих потаенных фантазий, причем проделывают они все это так, что их мужья ни о чем даже не догадываются.
В Польше проституция носит достаточно разнообразный характер: гетеросексуальный, гомосексуальный, бисексуальный, профессиональный, "телефонный", "кустарный", эпизодический (например, лишь во время зарубежных туристических поездок).
Часто можно столкнуться с мнением, что проститутки, оставившие свое ремесло, могут стать хорошими и верными женами, нежными матерями. Хотя такие факты и встречаются, следует сказать со всей определенностью, что в большинстве случае это совсем не так. Возникшие в ходе предыдущей жизни стереотипы, а также упоминавшаяся выше предрасположенность обусловливают неискоренимую склонность к продолжению занятий (пусть и нерегулярных) проституцией и к промискуитету.
Представляют интерес результаты американских исследований, посвященных вероисповеданию проституток: 41% профессионалок назвали себя католиками, 39 - протестантками, 12- иудаистками, 7 - принадлежали к другим конфесиям, причем большинство из них относили себя к практикующим верующим.
Распознание проституции не всегда является легкой задачей. ведь определение ее как предоставление собственного тела большому числу лиц с целью заработка относится лишь к профессиональному разврату, легальному во многих странах. Существуют, однако, полусвет, эпизодическая (туристская) проституция, супружеская проституция (половой контакт с мужем только за подарки или деньги), институт находящихся на содержании мужчин и женщин-содержанок.
Изучение сексуальных реакций проституток в ходе обслуживания клиента показывает, что у многих из них наблюдается половое возбуждение, кое у кого даже заканчивающееся оргазмом. Часть проституток не испытывает никакого удовольствия во время полового акта с клиентом, хотя у них и имеет место ускоренное выделение lubricatio, подготавливающее влагалище к совокуплению (этот феномен - следствие соответствующей профессиональной тренировки); у других близость с клиентом становится возможной лишь при условии применения мазей и кремов. Это в особенности относится к проституткам с гомосексуальными чертами, холодным в половом плане. У немногочисленных профессионалок наблюдается даже сексуальная аверсия к мужчинам, умело маскируемая во время занятий их ремеслом.
Предметом исследований не раз становилась и клиентура проституток. В Италии был даже опубликован список специальностей, представители которых чаще всего посащали публичные дома. В нем явно доминировали уважаемые профессии, пользующиеся высоким престижем в обществе. Хотя, разумеется, все зависит от города, района, страны. Одна клиентура - в центре Рима, другая - в портовом городе. Из этих исследований видно, что мужчины, прибегающие к услугам проституток, делятся на определенные категории: стремящиеся к разрядке сексуального напряжения, возникшего в результате продолжительного полового воздержания; реализующие свои девиационные или изощренные потребности; желающие приобрести опыт в применении различных видов сексуальной техники; начинающие половую жизнь молодые люди, которых устраивает "беспроблемный" секс, не требующий обязательного удовлетворения женщины, и, наконец, жаждущие отомстить холодно относящейся к ним сексуальной партнерше.
Существует также определенная форма гомосексуальной проституции, привлекающая к себе внимание широкой публики: речь идет о молодых мужчинах, занимающихся развратом с ужчинами, но одновременно поддерживающих удачные (по любви) связи с женщинами. Оказывается, у части из них отмечаются черты бисексуализма, а у других - нарциссизма. Бывает, что потребность в легком заработке склоняет некоторых из них к гомосексуальной проституции. Правда, они ограничиваются более приемлемыми ее формами: позволяют клиенту ласкать себя орально или мастурбировать, причем этим процедурам нередко сопутствует психическое "отключение" от реальности с заменой в воображении партнера-мужчины женщиной.
Если классическую и гомосексуальную проституцию во многих странах терпят или даже признают, то проявления педофильной проституции вызывают неприятие и противодействие. Однако жажда наживы у организаторов этой формы профессионального разврата так велика, что они умудряются самыми хитроумными способами обходить все запреты и тайно продолжать свое гнусное занятие.
Другой проблемой является проституция мужчин для клиенток-женщин. Hа первый взгляд представляется невозможным, чтобы мужчина был в состоянии ответить на вожделение женщины, которая не вызывает у него никаких чувств. Hо оказывается, возможно и такое. Одним помогает воображение, другим обстановка, сопутствующая проституционному акту (алкоголь, притушенный свет, просмотр соответствующих фильмов и т.п.). В ряде случаев эрекции добиваются с помощью фармакологических препаратов, т.е.с помощью приема возбуждающих средств. Реже всего встречается умение вызывать эрекцию "по заказу", достигающееся длительной и упорной тренировкой.
Проституция - явление всемирного масштаба. Все формы борьбы с ней - юридические, репрессивные - оказались неэффективными. Они лишь частично ограничивали поле ее деятельности или загоняли ее в подполье. Лучше всег обыло бы предупреждать занятие этим ремеслом, но сделать это крайне трудно. Правда, в наши дни панический страх перед СПТДом резко сузил масштабы проституции, в некоторых странах до 50%. Hо трудно предположить, что этой болезни удастся сдерживать проституцию в течение длительного времени.
Весьма противоречивые отзывы вызвало в недалеком прошлом обнародование факта обращения к услугам проституток в терапевтических целях (для лечения пациентов, страдающих половыми расстройствами). Выяснилось, что (абстрагируясь от этической стороны подобной формы терапии) результаты ее тоже бывали разными.
В некоторых случаях соответственно проинструктированной врачом проститутке удавалось весьма эффективно избавить мужчину от импотенции, в других же случаях у пациентов возникали стереотипы, позволявшие им в дальнейшем поддерживать сексуальные контакты только с продажными женщинами (такое явление особенно часто наблюдалось у молодых мужчин, начинающих половую жизнь). Общественное мнение во многих странах вынудило врачей отказаться от такого метода лечения сексуальных нарушений, но кое-где его продолжают практиковать, стараясь избежать огласки.
Проституция противоречит личностному значению сексуальных связей. Она низводит "партнеров" до роли предметов, способствует закреплению отрицательных оценок и отношения к другому полу, налагая негативный отпечаток как на оказывающих услуги такого рода, так и на пользующихся ими (клиентов, клиенток).
При этом недоверие и холодность к другому полу нередко передаются собственным детям. Именно отсюда беерт начало "наследственность" в занятиях профессиональным развратом, когда одновременно торгуют собой несколько поколений одной и той же семьи. Защитники проституции часто забывают о подобных последствиях, способных проявляться в далеком будущем.
|